Ну вот, наконец-то, подошли к Великому Посту. Масленица прошла почти что мимо меня - съела пару блинов уже в конце недели, на гулянья не поехали, потому что погода испортилась, а родственники в гости приходили, когда я работала. Но это не так важно.
Сегодняшний день так ждала - люблю это: предвкушение, приготовление, НАЧАЛО. Вчера-сегодня наелась всякого вкусного, чтобы потом хоть в чем-то пост был, вымыла свою комнату - надо бы в Чистый Понедельник, но я работаю опять( Сменила "облачения" у икон на черные, поставила постные простые лампадки. Из-за погоды и усталости - позади 3 смены - чувствовала себя плохо и морально и физически, но все же заставила себя съездить в храм на Чин Прощения, и не пожалела.
Чин Прощения - необыкновенный. Раз в году бывает только - как и все в этот период, ни с чем не сравнится. Храм уже "постный", хоть притч еще в золотом облачении в начале службы, все песнопения поются грустным напевом - еще никто не вышел "прощаться", а уже глаза щиплет. А потом после какой-то молитвы выходит дьякон уже в черном - и вот только тут вдруг осознаешь: все, пост начался. Самый важный, самый необыкновенный, самый радостный и грустный одновременно период в году. Ничто не сравнится с этими 1,5 месяца, в которые каждый день - особенный, каждая служба совершается только раз в году, каждая молитва, облачения, действие имеют свое важное значение.
В конце службы выходят все батюшки, дьяконы, все, кто служат в алтаре - просто в подрясниках, без украшений, встают на колени, просят прощения друг у друга, у нас. А потом все, кто есть в храме подходят к веренице батюшек и просят прощения у них и друг у друга. Очень трогательно и радостно. На сердце становится легко, и кажется, что теперь тебе все по плечу - все испытания Великого Поста. И слезы, и улыбки, и невероятное облегчение.
После службы шла из храма на остановку и поражалась, насколько природа созвучна этим дням. Еще вчера - когда Масленица была в апогее, светило яркое солнце, грязь подморозило, и на душе птицы пели. А сегодня - серость, грязная жижа под ногами, свинцовые тучи, просевшие сугробы под капелью, с неба то мелкий дождь, то редкий снег. Пост.
"...Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромою сосульки, плавятся-звякают о льдышки. Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат “свадьбой”, и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот проступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте, – масленица идет..."
"...Поздний вечер. Заговелись перед Постом. Завтра будет печальный звон. Завтра – “Господи и Владыко живота моего...” – будет. Сегодня “прощеный день”, и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуг, у дворника, у всех... Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи очистились..."
"...Помолившись Богу, я подлезаю под ситцевую занавеску у окошка и открываю форточку. Слушаю, как тихо. Черная ночь, глухая. Потягивает сыро ветром. Слышно как капает, булькает скучно-скучно. Бубенцы, как будто?.. Прорывается где-то вскрик, неясно. И опять тишина, глухая. Вот она, тишина Поста. Печальные дни его наступают в молчаньи, под унылое бульканье капели." (И.С.Шмелёв "Лето Господне")
Знаю, что тут меня мало кто читает, тем более на тему веры. Но у тех, кто прочитал - прошу прощенья за все, если кого-то обидела, задела, что-то пообещала и не выполнила - за все - простите меня, Бога ради.